Философия рамки
Для чего создают рамы и рамки? Только ли для того, чтобы придать изображению законченный вид? Так ли всё просто и очевидно? Какую смысловую нагрузку несет рама?
Когда зритель рассматривает картину, созерцает созданное художником изображение, он часто не обращает внимания на раму. Зритель как бы проникает в мир, приоткрытый другим человеком. Изображение — это окно в этот мир. Своеобразный портал. Зритель через него «входит» в изображение.
Но ведь изображение — это просто набор мазков кистью в картине, отпечаток на фотобумаге, а в случае с вышивкой — вообще, набор крестиков или стежков! Изображение плоско, при близком рассмотрении - схематично, да ещё и мнимо! Но именно оно «разрывает» плоскость, на которую нанесено, создает эффект «проема в преграде». Рама, как дверной или оконный проем, осуществляет переход к внутреннему пространству изображения от внешнего, она оформляет это самое изобразительное пространство, являясь своеобразной ступенькой для постижения глубины пространства. В Новом энциклопедическом словаре изобразительного искусства (Яндекс Словари) говорится:
«Рама одновременно отделяет изображение картинного типа от окружающего пространства как физическую данность, материально ощутимую поверхность, как вещь, сосредотачивая на ней внимание зрителя, и связывает эту поверхность (ее цветовые и фактурные качества) с воображаемой глубиной изобразительного пространства».
Русский филолог Б.А. Успенский, вообще, считает, что
«именно границы и создают изображение»,
а суть обрамления в том, чтобы обозначать переход
«от внешней точки зрения к точке зрения внутренней и наоборот».
Т.е. нельзя размещать изображение без рамы! Это неправильно! Изображение без рамы теряет свою структуру. Хотите проверить?
Известен простой эксперимент. Его часто просят провести начинающих художников или фотографов. Если вырезать в листе бумаги небольшой прямоугольник, и посмотреть через это импровизированное окошко на окружающий мир, то он предстанет перед нами более структурированным, чем тот, на который мы только что глядели открытым взором. Мир покажется нам более организованным. Все его компоненты приобретут взаимосвязь, которую мы раньше не замечали. Так и прямоугольник холста, на котором изображен, например, знакомый до боли пейзаж, заставляет нас взглянуть на него по-новому.
Рама при этом принадлежит внешнему зрительскому миру (в этом её физический смысл). И мы забываем про неё, как и про плоскость, на которой находится изображение, и про стену, на которой висит картина, как только погружаемся во внутренний мир изобразительного пространства.
Так интересно!
Поговорим?
No related posts.
Не блог, а поток хороших новостей. Как у вас так получается?
А я сейчас обязательно подпишусь на такой блог!
Большой пост Занесу в закладки. С утра прочту
Давно искала эту информацию, спасибо.
Что-то такое слышал, но не так подробно, а откуда материал брали?
Спасибо большое за очень интересный взгляд на рамку. Действительно, в этом понятии смысл гораздо более широкий, чем кажется на первый взгляд.
Хорошая статья. Приятно было читать. Успехов Вам.
Читайте и нас http://www.k-ompas.ru
Круто. Добавлю блог в избранное и друзьям посовету. Ждите новых читателей
А что, если завести на сайте-блоге раздел «самые горячие обсуждения» или подобное. Там можно будет обсуждать наиболее горячие топики вашего блога…
Круто. Добавлю блог в избранное и друзьям посовету. Ждите новых читателей
когда-нибудь увижу нечто подобное и на своем блоге
Офигеть просто! Все, блин, всё знают, кроме меня